Пассажирка Печать

Приключенческая мелодрама по одноименному рассказу Константина Станюковича, 95 мин.

Премьера 5 ноября 2009 года.

Режиссер: Станислав Говорухин.
Сценарист: Сергей Ашкенази.
Операторы: Геннадий Карюк, Юрий Клименко.
Композитор: Алексей Рыбников.
Художник: Валентин Гидулянов.
Звукорежиссер: Александр Погосян.
Монтажер: Вера Круглова.
Продюсеры: Александр Просянов, Станислав Говорухин.
Производство: киностудия «Вертикаль».

В ролях: Анна Горшкова, Ирина Пегова, Виктор Сухоруков, Марат Башаров, Петр Зайченко, Роман Мадянов, Сергей Никоненко, Федор Добронравов, Иван Агапов, Сергей Баталов, Станислав Говорухин, Марина Орлова, Алексей Коряков, Юрий Горбач, Никита Ефремов, Родион Галюченко.

Роль: Степан Дмитриевич, старший офицер.

1882 год. Русское военное судно «Смелый» идет из Сан-Франциско в Гонконг и по просьбе российского консула берет на борт пассажирку русского происхождения. Несмотря на то, что, согласно известному поверию моряков, «женщина на корабле — к беде», пассажирку принимают на борту с неожиданными почестями, а капитан даже уступает ей свою каюту. Плавание действительно окажется не простым. Красота и скромность пассажирки не оставят равнодушным ни одного офицера на судне (вплоть до капитана) и это приведет к серьезной ссоре двух молодых мичманов…

Несмотря на то, что сюжет фильма построен на любовной интриге, это в первую очередь история о чести, достоинстве и настоящем мужестве. mosfilm.ru

- Роман Мадянов о фильме и своем герое

— Погода для морских съемок была удачной?
— Шторма не было, но был такой штормок, когда прилично болтало. За исключением этого момента погода была изумительная, практически всегда почти полный штиль. Это даже мешало, когда надо было так поставить судно, чтобы паруса надувались и правильно светило солнце. Потому что все съемки проходили в естественных условиях — никаких хромокоров! «Крузенштерн» — судно большое и достаточно медлительное, а на море все меняется мгновенно.

— Снимали далеко от берега?
— Первоначально да — в двенадцатимильной зоне. Но когда местные власти увидели огромный белоснежный красавец-парусник, то нам было выделено лучшее место на рейде. С одной стороны стоял «Крузенштерн», с другой — пароход, на котором жила съемочная группа, а между ними проходили паромы с пассажирами, которые высыпали на палубы и глазели. Вокруг «Крузенштерна» постоянно крутились лодки с экскурсантами, вооруженными камерами и фотоаппаратами, мы их уже начали узнавать и кричали с палубы: «А где проценты за съемку?» Было замечательно хорошо, но основным нашим занятием была, конечно, работа. И условия для нее были сложные; почти все время, свободное от съемок, мы находились в актерской комнате, потому что жизнь парусного судна достаточно напряженная сама по себе, а на «Крузенштерне» помимо съемок проходили еще и учения.

Мощный неодимовый магнит дешево купить

— Насколько, на ваш взгляд, соответствует «Пассажирка» первоисточнику?
— Сложный вопрос, потому что актер, когда читает роман или сценарий, может себе нафантазировать все что угодно. Но единственную важность имеет то, чего хочет мастер, актер должен это понять, чтобы найти максимально грамотное и точное воплощение. Я многое предлагаю, но решать — режиссеру, потому что только он видит картину целиком. Субординация. К «Пассажирке», кстати, это напрямую относится, там существует четкое расслоение персонажей и на каждой территории свой хозяин. В каюте капитана свои порядки — туда без приглашения капитана никто не имеет права войти. В кают-компании главный человек — мой герой, старший офицер Степан Дмитриевич. В кают-компанию вхожи офицеры, штурманы, врачи, священник, мичмана, гардемарины, и здесь слово моего персонажа — закон, потому что он несет ответственность за этих людей. Существуют четкая иерархия и распределение обязанностей, и только это обеспечивает порядок на корабле.

— Появление женщины на корабле — не к добру, в фильме так и случается?
— Корабль — это замкнутое пространство, все как на ладони, ничего не скроешь. Когда в этом мире появляется прекрасная женщина, да еще с прислугой, которая тоже особа женского пола, то вот тут-то все и начинается. Причем высшее морское сословие обращает внимание на пассажирку, для остальных же интерес представляет вторая женщина. Все вроде бы разумно поделено, но в результате беспорядки начинаются на всем судне. Несмотря на другую эпоху и особенный флотский уклад, «Пассажирка» — фильм на вечные темы, потому что любовь, дружба, порядочность, соперничество существуют во все времена, и это интересно. Разговор об офицерской чести, о женском достоинстве, о воинском долге не может быть неинтересен. Сейчас важно вернуться к тем принципам, которые существовали в офицерской среде, к древнему неписаному кодексу чести русского флота. Офицерство в России всегда было особенной кастой, привилегированной и в то же время глубоко нравственной.

(По материалам журнала «Ролан».)

- Станислав Говорухин о «Пассажирке»

«В этом фильме нет ничего особенного, если судить по нынешним меркам. Люди, для которых слова “честь”, “достоинство”, “совесть” — не пустые звуки. На главную роль я пригласил замечательную Анну Горшкову, снимавшуюся в сериалах, что всерьез и принимать не стоит. С ролью она справилась очень хорошо. В ней есть стать, женственность, настоящая красота. Я сделал фильм по рассказу, на мой взгляд, лучшего в мире писателя-мариниста Константина Михайловича Станюковича. Сейчас настоящую литературу стали забывать. В книжных магазинах навалом необычайной чуши. Так что, думаю, мы внесли вклад в культуру книгопечатания. Дело в том, что руководители одного издательства, посмотрев нашу “Пассажирку”, решили издать “Морские рассказы” Станюковича. Значит, фильм уже принес замечательные плоды…»

- Призы и награды

  • 2009 — Cпециальный приз жюри «За неизменную любовь к хорошей литературе» на кинофестивале в Гатчине.
  • 2008 — Приз «Большая Золотая ладья» по конкурсу «Выборгский счет» на фестивале российского кино «Окно в Европу».
  • 2008 — Приз кинофестиваля «Московская премьера».

- Дополнительная информация о фильме

← Наша Russia: Яйца судьбы Петя по дороге в Царствие Небесное →
Расширения для Joomla