- Био-факт

Выпустить пар, выветрить излишки негативных эмоций Роману помогает роль абсолютного супергероя в онлайновой игрушке «WarCraft». В редкие минуты досуга он погружается в киберпространство игры, и беспощадным мечом правосудия крушит мифических злодеев.

Роман Мадянов: «В жизни я не люблю играть» Печать E-mail

Татьяна Петренко. Журнал «Культпоход», октябрь 2006 г.

Популярный телесериал «Солдаты» его создатели хотели завершить после восьмого сезона. Но наступила осень, и на телеэкране мы видим «Солдаты-9», а за ними последуют десятый и одиннадцатый сезоны полюбившейся «солдатской саги». Немалая заслуга в стабильно высоком рейтинге сериала принадлежит заслуженному артисту России Роману Мадянову, сыгравшему «злого гения» части — подполковника Колобкова.

Началась актерская карьера Ромы Мадянова с роли Гекльберри Финна в фильме Георгия Данелия «Совсем пропащий». Тогда его Гек подкупил зрителей своей добротой, непосредственностью и трогательностью.

— Роман Сергеевич, когда в детстве читали об этом мальчишке, Вы представляли, что сыграете его в кино?

— В кино я попал позже, чем прочитал книгу, поэтому ничего такого себе не воображал. Но мы с Геком очень похожи. Я себя ощущал таким же вольным человеком. Для меня не пойти гулять после школы было самым страшным наказанием. Уроки делал только, когда взрослые говорили: «Не сделаешь — останешься дома».

— Какие фильмы смотрели тогда?

— Очень любил приключенческие: «Три мушкетера», «Черный тюльпан», «Железная маска», «Парижские тайны», все серии «Фантомаса». Моя мама работала в библиотеке Дома культуры подмосковного города Дедовска, и мы по знакомству могли смотреть фильмы, сидя на последнем ряду. Сколько было сеансов, столько и смотрели, потом во дворе играли в кино. Один человек произносил первую букву названия фильма и начинал рассказывать содержание, а остальные отгадывали. Тот, кто отгадал, менялся с ним местами.

— Съемки это работа, а Вы начали сниматься в восемь лет. Не тяжело было?

— Тяжело, но меня ведь взяли работать, значит, надо было работать. В то время действовал очень жесткий КЗОТ. Меня не имели права занимать больше шести часов. При планировании съемочного дня группа обязательно учитывала это, но поблажек мне никто не делал. Нужно было бегать в жару — бегал, сидеть в воде — сидел. Вылезал, когда зуб на зуб не попадал и губы были синие. Грелся и опять в воду. Приходилось курить трубку. Не затягивался, конечно, но нужно было, чтобы изо рта шел дым. В первый раз так накурился, что на обратном пути в автобусе мне стало плохо, даже автобус отмывать пришлось.

— Вместе с Вами в детских картинах снималось много ребят. Но почему немногие из них стали артистами?

— Да по-разному жизнь складывается. Кому-то родители не разрешили дальше этим заниматься. У кого-то не получилось. Ведь одно дело детская непосредственность, и совсем другое, когда наступает переходный возраст. Тут могут появиться комплексы, и уже не происходит того откровения, которое и было интересно. Для меня актерская профессия оказалась моим делом. Даже когда я, имея за плечами пять лет работы в кино и десять ролей, из которых три — главные, в первый год никуда не был принят, все равно знал, что буду артистом. И на следующий год поступил в ГИТИС.

— После института Вы стали работать в Театре имени Маяковского и только спустя одиннадцать лет снялись в фильме Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Он сам Вас пригласил?

— Да. Звонок в театр. Меня зовут к телефону. В трубке мужской голос: «Здравствуйте, Роман, это Леонид Иович. Мы начинаем новую работу, я бы хотел с вами встретиться и познакомиться». Естественно, я поехал. От той встречи остались светлые, теплые воспоминания, мы чудесно пообщались. Прощаясь, он сказал: «Будем работать». Я ответил: «С удовольствием, только надо получить разрешение Гончарова». Андрей Александрович не любил, когда его артисты отлучались из театра, хотя у него было много снимающихся артистов. Пошел к Гончарову: «Андрей Александрович, можно мне посниматься? Все-таки это Гайдай». Я был отпущен сразу, но с учетом моей занятости в театре.

— Правда, что Гайдай многие сцены придумывал прямо на съемочной площадке?

— Нет, он работал точно по сценарию. Поэтому все происходило быстро, черпали энергетику друг от друга, заводились. Атмосфера была замечательная. Единственное, что могли изменить, это сленг. Ну не мог главарь банды в те времена говорить: «Сматываем удочки». Смотреть фильмы Смотреть фильмы Устарело это. Он уже кричал: «Линяем отсюда».

— На мой взгляд, сериал «Дети Арбата», в котором Вы сыграли дядю главного героя, немного опоздал…

— Тем не менее, его посмотрели очень много зрителей. Я думаю, что возвращаться к хорошей литературе никогда не поздно, хотя понимаю, что в данном случае, возможно, время было потеряно. Но ведь раньше никто не решался замахнуться на подобный материал. Андрей Андреевич Эшпай своей энергетикой пробил этот проект. Можно по-разному относиться к роли Сталина в исполнении Максима Суханова, но я такого Сталина не видел. Суханова специально сажали ниже кресла, потому что он намного выше. Я вошел в павильон, когда там ставили свет. У меня аж сердце екнуло, настолько стало не по себе. На съемках «Детей Арбата» была еще одна удивительная вещь, с которой я не сталкивался раньше. Когда я впервые пришел на площадку, Эшпай предложил мне посмотреть отснятый за два дня материал. Я удивился. А потом понял. Ему нужно было, чтобы я увидел уровень работы актеров, и хуже играть уже не имел права. Это так мобилизует!

— Вы снялись уже в «Солдатах-9». Чем можете объяснить успех этого сериала?

— Не знаю. Может быть, тем, что никто не сачковал, не халтурил. Работали на полную катушку. Мой Колобков — хитрый, изощренный замполит, но он — профессионал, первоклассный офицер российской армии. Его есть за что уважать. Мы старались ввести интригу, любовный треугольник. Я думаю, зритель потянулся к этому сериалу, потому что наряду с юмором в нем затрагиваются серьезные проблемы, кипят далеко не шуточные страсти…

— Актерскому имиджу не мешают сыгранные Вами отрицательные роли?

— Моему не мешают, и меня это не смущает. Ну, пошла такая полоса, не отказываться же из-за этого от работы. Потом, ко многим моим ролям зритель относится по-разному. Шаров из «Участка» вообще со всех сторон положительный. Колобкова кто-то считает «бякой», а кому-то он очень даже симпатичен. Харченко из «Штрафбата» — человек системы. Он выполняет свою работу, его есть за что ценить.

— Знаете, как говорят: «Муж сыграл убийцу, жена попрятала все ножи». Роль откладывает отпечаток?

— На меня отрицательные персонажи никакого влияния не оказывают. Я не превращаюсь во взяточника, как герой из «Гражданина начальника», не учиняю допросы, как Харченко из «Штрафбата», не пристаю к женщинам, как майор Жбанник из «Карусели». Я не люблю в жизни играть. У меня настолько много игры в кино и на сцене, что, если начну еще в жизни играть, будет явный перебор.

— Главных ролей у Вас мало, так недолго и «мастером эпизода» стать.

— Сами сказали, — мастером. Дело ведь не в количестве минут, в течение которых тебя видит зритель, а в том, чтобы он эти минуты запомнил. Что касается предложений главных ролей, то иногда они поступают слишком поздно, когда мой график съемок уже заполнен. Я же не могу людей подвести!

— Вы можете определить разницу между телесериалом и многосерийным телевизионным фильмом?

— Определяю навскидку. Если есть стоящая литература, талантливый мастер, хорошее воплощение,пусть даже не по классике, назвать это сериалом нельзя. Не могу «Детей Арбата» назвать чистым сериалом, это художественное многосерийное кино, как и «В круге первом». Даже «Охоту на изюбря», которую именуют олигархической сагой, язык не поворачивается назвать мыльной оперой. Туда вложено столько сил, там так много замечательных вещей. Это художественное произведение хорошего уровня.

— Время идет. Не жалеете, что уже не сыграете Ромео?

— Я бы по-другому поставил вопрос: «А хотел бы я его сыграть?» Я свою мечту осуществил в дипломном спектакле. Хотел сыграть Швейка — я его и сыграл. Так что мне можно было уходить из профессии сразу пос ле диплома.

— Сейчас у Вас много работы. Как силы восстанавливаете?

— Если удается выспаться, хорошо. Если удается вырваться на рыбалку, еще лучше. Подышишь на природе свежим воздухом, останешься с удочкой один на один со своими мыслями, отключишься от всего, что накопилось, и возвращаешься другим человеком.

— Как Вам удается избегать желтой прессы?

— Героем желтой прессы становится в основном тот, кто к этому стремится. Хочется ему помелькать на страницах таких изданий. Это его дело, он так зарабатывает славу. Я бы хотел, чтобы зрители меня знали по сыгранным ролям, поэтому не даю интервью таким изданиям, благо, и у них ко мне вопросов нет. Не бываю на тусовках. Иду в редких случаях, когда приглашает человек, к которому отношусь с симпатией.

— Какой из Ваших персонажей может стать героем для Вашего сына?

— Для Ромки? Интересный вопрос. Вы меня врасплох застали. Скорее всего, Дюшка — это от Федюшки — Тягунов из «Весенних перевертышей». Честный, открытый парень, ценящий дружбу, не признающий жестокости, не терпящий издевательств. Первая влюбленность, когда вдруг мальчишка начинает ощущать, где у него сердце. Он делает первые открытия, задается глобальными вопросами: что такое Земля по отношению к Вселенной? Что такое время, как оно идет? Пожалуй, для моего тринадцатилетнего сына он может стать героем…

← О чем рассказали Мария Голубкина и Роман Мадянов Роман Мадянов: Присяжный заседатель №6 →